Комплексно - краеведческий музей мордовской культуры и быта
Руководитель музея: Лютина Валентина Федоровна
График работы
Дни и время работы – Понедельник – пятница – 09.00 – 16.00 Выходные дни – Суббота, воскресенье
Цели и задачи музея
Цель – Воспитание у учащихся гражданственности, российского патриотизма, толерантности, активной жизненной позиции, всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, возрождение, сохранение, развитие культуры мордовского народа, развитие творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Задачи: 1. Создание системы гражданско-патриотического воспитания учащихся, способствующей социализации молодежи и осознанию школьниками принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность.
2. Привлечение молодежи к активному участию в поисково – исследовательской работе: поиску и сбору краеведческого характера; учету и хранению собранных предметов и документов; их систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно–воспитательной работе в школе.
3. Проведение на базе материалов музея массовых мероприятий, посвященных дню Победы, дням воинской Славы, дню защитника Отечества, другим памятным датам в истории страны, региона, села;
4. Проведение экскурсионной работы.
Областной Конкурс проектов школьного музея на грант «Сохрани свою историю»
Участие в номинации «Проекты по изучению истории, традиций и обрядов родного края»
«Сохрани свою историю»
Краткая характеристика музея
Музей открыт в 1985 году к 40–летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2000 году музей паспортизирован и получено Свидетельство о присвоении статуса музея образовательного учреждения /приказ Управления образования № 353 от 28 июля 2000 года/. В 2002 – 2003 учебном году музей занял 1 место в районном смотре – конкурсе школьных музеев. В 2007 году за активное участие в областном конкурсе на лучшую организацию работы школьных музеев в патриотическом воспитании учащихся музей получил Диплом ГОУ ДОД Областного центра детско – юношеского туризма и краеведения. Работой музея руководит Совет музея, состоящий из педагогов и учащихся, который разрабатывает краеведческие задания по классам и действует согласно Положению о школьном музее.
Экспозиции музея
История села
Экспозиция музея начинается со стенда «История села», где по фотографиям прослеживается связь прошлого с современностью
История школы
Следующий стенд «История школы», который показывает историю становления школы в селе, где запечатлены коллективы учителей, работающих еще в старой школе и нынешний коллектив учителей.
Никто не забыт, ничто не забыто
Особое место в музее занимают три последующих стенда, посвященных военно-патриотической тематике: первый из них «Никто не забыт, ничто не забыто», на котором сосредоточены списки погибших в Великой Отечественной войне, а также фотографии с открытия памятника погибшим воинам-землякам, материалы об учителях-ветеранах.
Сергей Петрович Кондрашкин
Второй стенд посвящен нашему земляку Сергею Петровичу Кондрашкину, повторившему подвиг Александра Матросова в далеком Заполярье Мурманской области. Много материалов собрано о нем в результате поисковой работы: это рисунки Р.Яхнина, художника с г.Санкт-Петербург, который запечатлел подвиг С.П.Кондрашкина, поэма «Сергей Кондрашкин», написанная местной поэтессой Л.М.Шапошниковой, бывшим окулистом Кузоватовской ЦРБ, анкета-запрос о награждении С.П.Кондрашкина орденом Отечественной войны и справка Центрального архива о награждении, которые нам предоставил М.Т.Чугуряев, майор в отставке из областного Совета ветеранов и др.
Время выбрало нас
Третий стенд «Время выбрало нас» посвящен нашим землякам – афганцам, исполнявшим воинский интернациональный долг в ДРА.
Алексей Анатольевич Фионов
Особо почитаема следующая экспозиция, посвященная нашему выпускнику 1994 года Алексею Фионову, прослужившему всего полгода и погибшему в Чечне, исполняя свой воинский долг.
Школа – победитель ПНПО «Образование» 2007 года
Завершают экспозицию последние стенды, посвященные школе, как Победителю ПНПО «Образование» и достижениям музея.
Алексей Илларионович Фионов
17 апреля в нашу школу прибыли гости из разных уголков нашей страны: г.Твери, г.Чапаевска Самарской области, г. Ульяновска. Это была семья Фионовых из заброшенного села Лесное Чекалино, что близ Кивати. Что привело их в наш край, в наше село, нашу школу и в наш школьный музей? А привело этих людей к нам – огромная любовь к родному краю нашего бывшего ученика и любовь к нему – Фионову Алексею Илларионовичу, уроженцу с.Лесное Чекалино. Его родные приехали, чтобы увековечить его память на его родине.
Еще в октябре 2008 года в школу приезжали его сын и сноха с просьбой уделить в нашей школе и музее уголок, чтобы можно было познакомиться с ним и его деятельностью поближе. Конечно, желание его родных совпало с интересом работников школы. Они обещали к концу учебного года привести материал о нем и изготовить мемориальную доску. Познакомившись в музее с его экспозицией, они были приятно удивлены тем, что у нас уже оформлен стенд об Алексее Фионове, выпускнике школы 1994 года, погибшем в Чечне. Теперь в музее появились мемориальная доска и книжка - раскладушка об еще одном Алексее Фионове, выпускнике семилетней школы 1951 года. В планах музея и юных краеведов выяснить родственные корни двух Алексеев Фионовых, потому что у всех посетителей музея возникает вопрос: «А они родственники?» Вот поле деятельности для поисково – исследовательской работы.
Музейное пространство школы
«На страже Родины»: «Подвигу народа жить в веках» «Они знают войну в лицо» «Выпускники школы на страже Родины» «Родные истоки».
Один из крупнейших методистов-историков А.И.Стражев писал: « Знать свой край – это значит использовать богатейшие данные, которые помогают на конкретных образах прошлого иллюстрировать и углублять исторические знания учащихся. Без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание отечественной истории». История нашего края интересна, богата значительными событиями и именами, поучительна. Её изучение приобретает особую притягательную силу, если оно осуществляется путем ознакомления с вещественными памятниками прошлого, предметами старины. Осмотр исторического памятника превращается в общение с прошлым, вызывает яркие образные представления о событиях, связанных с этим памятником, памятным местом, о применении старинных предметов. Не случайно народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Огромную помощь в этом оказывает школьный музей. Музей - это прежде всего живая связь с современностью, т.к. краеведческий музей не должен быть простым хранилищем ценных документов и памятников. Непрерывное пополнение его коллекций – одна из первых задач музея. Школьный краеведческий музей учит ценить и понимать смысл, значение памятников, предметов, окружающих человека, он пробуждает сознательную любовь к окружающему, к своему родному краю, к Родине. Центром краеведческой работы в школе является школьный краеведческий музей, созданный к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в 1985 году. Совместными усилиями учителей и учащихся была проведена огромная поисковая и исследовательская работа. Было собрано и оформлено много материалов по истории села, колхоза, школы: оформлены альбомы, документы и стенды постоянной экспозиции. Несколько раз за это время музей менял свое место. Последний раз в 2008 году, в связи с приятными событиями. Выиграв Президентский грант из миллиона рублей, были выделены 100 тысяч рублей на обновление музейного оборудования. Сегодня музей занимает специально отведенное помещение площадью 20 кв. м. и имеет музейное пространство «На страже Родины» и «Родные истоки».
Кроме постоянных экспозиций в музее хранятся старинные фотографии, документы, шинель времен Первой мировой войны, старинные мордовские платья, лапти, а также предметы старины и быта мордовского народа: самовары, утюги, глиняные горшки, прялки, расшитые полотенца, подзоры и многое другое.